crivelli: (Default)
[personal profile] crivelli
Купила в букинистической лавке два тома (из 12-ти) короткой прозы Генри Джеймса. Первый же рассказ, который я открыла (The Wheel of Time), поминал героя, чьим единственным увлечением была фотография.
Стала вспоминать, у кого еще из авторов XIX-начала XX в.в. упомянута фотография, и обнаружила, что кроме Готорна (The House of the Seven Gables) и, конечно же, Эми Леви (The Romance of a Shop), ничего не могу припомнить.
Наверняка у Конан-Дойля что-нибудь было, но что? "Скандал в Богемии"?
Google говорит, что "John Barrington Cowles", и напоминает еще о "Дикой утке" Ибсена и A Tale of a Dry Plate Гилберта (того самого, который Гилберт и Салливан) (1885. A short, somewhat melodramatic story of a photographer whose fiancée is lost at sea, leaving him with only an undeveloped photographic plate of her).
А вы помните какие-нибудь произведения (XIX-начала XX в.в.), где говорилось бы о фотографах и фотографии?

А.П.Чехов. Альбом

К.Чапек. Человек и фотоаппарат ([livejournal.com profile] 9_jizney)
Честертон. Злой рок семьи Дарнуэй ([livejournal.com profile] 9_jizney)
Джером К. Джером ([livejournal.com profile] eigi)
А.Конан-Дойль. Союз рыжих ([livejournal.com profile] eigi)
Н.Тэффи. Изящная светопись ([livejournal.com profile] zayatz)
О.Генри "Короли и капуста" ([livejournal.com profile] idzumi)
Lewis Carroll. A Photographer’s Day Out
Lewis Carroll. The Legend Of Scotland
Lewis Carroll. Photography Extraordinary
H. G. Wells. Art of Being Photographed
Thomas Hardy. An Imaginative Woman
Thomas Hardy. The Photograph
Henry James. The Altar of the Dead
Henry James. The Wheel of Time
Александр Иванов. "Стереоскоп" ([livejournal.com profile] gsm40)

UPDATE I
Еще несколько произведений, вошедших в антологию "Фотография и литература":
The Legend of the Daguerreotypist, 1863 / Champfleury
From The Rush for the Spoil, 1871 / Emile Zola
From Anna Karenina, 1875-77 / Leo Tolstoy
Snapshots of World History [1878] / Philippe-Auguste de Villiers de l'Isle-Adam
Portrait of a Child, 1910 / Hilaire Belloc
From The "Genius", 1915 / Theodore Dreiser
From Lettere d'Amore, 1899-1916 / Giovanni Verga
From The Guermantes Way, 1920, from Remembrance of Things Past, 1913-28 / Marcel Proust
From The Wanderings of a Spiritualist, 1922 / Arthur Conan Doyle
From The Magic Mountain, 1924 / Thomas Mann
Snapshot, 1927/1971 / Vladimir Nabokov

UPDATE II
По ошибке стерла все свои ответы на ваши комменты, прошу прощения.

UPDATE III Спасибо, [livejournal.com profile] rits и [livejournal.com profile] midori_ko!
Г.Бичер-Стоун. Хижина дяди Тома, Магаданское книжное издательство, 1985, с.169.

- У вас всегда так! Всегда! - воскликнула Мари. - Отлучки длинные, а письма короткие.
- Ну, хорошо! - Сен-Клер вынул из кармана красивый бархатный футляр и раскрыл его. - Посмотрите, что я Вам привёз из Нью-Йорка.
Это был дагерротип, выполненный мягко и чётко, точно гравюра, - Ева рука об руку с отцом.
Мари бросила на него недовольный взгляд.
- Почему у вас такая неестественная поза?
- Насчёт моей позы мнения могут быть разные. Вы лучше скажите, правда, большое сходство?
- Если моё мнение так мало стоит, тогда нечего и спрашивать, - ответила Мари, захлопнув футляр.

В.В.Маяковский. Про это.

Может,
может быть,
когда-нибудь,
дорожкой зоологических аллей
и она -
она зверей любила -
тоже ступит в сад,
улыбаясь,
вот такая,
как на карточке в столе.
Она красивая -
ее, наверно, воскресят.

Date: 2011-02-23 06:52 pm (UTC)
From: [identity profile] eigi.livejournal.com
В "Союзе рыжих" конан-дойлевском преступник рыл подземный туннель в банк, объясняя свои частые отлучки в подвал страстью к фотографии - необходимостью проявлять пластинки.

Date: 2011-02-23 07:02 pm (UTC)
From: [identity profile] eigi.livejournal.com
У Джерома фотография упоминается в рассказе, название которого я по-русски не помню, но по-английски он быстро нагуглился - http://www.shortstoryarchive.com/j/hobby_rider.html Про то, как нехорошо получилось со старой девой, сфотографированной с маленьким племянником на коленях, я часто вспоминаю.

Date: 2011-02-23 07:04 pm (UTC)
From: [identity profile] 9-jizney.livejournal.com
Честертон! "Злой рок семьи Дарнуэй" (если только я не путаю фамилию семейства)

Date: 2011-02-23 07:11 pm (UTC)
From: [identity profile] 9-jizney.livejournal.com
Еще Чапек, "Человек и фотоаппарат"

Date: 2011-02-23 07:27 pm (UTC)
From: [identity profile] zayatz.livejournal.com
один из моих любимых рассказов Тэффи :).
http://www.many-books.org/read/18238

Date: 2011-02-24 01:17 am (UTC)
From: [identity profile] idzumi.livejournal.com
У О.Генри в "Королях и капусте". И наверняка где-нибудь еще, но не так центрально.

Date: 2011-02-24 10:33 am (UTC)
From: [identity profile] rits.livejournal.com
Как ни странно, в "Хижине дяди Тома". :)
(deleted comment)

Date: 2011-02-24 11:36 am (UTC)
From: [identity profile] rits.livejournal.com
Там Ева и Сент-Клер везут свой дагерротип из путешествия, всем очень нравится, а Мари говорит, что у них неестественная поза.
(deleted comment)

Date: 2011-02-24 12:46 pm (UTC)
From: [identity profile] rits.livejournal.com
Я сама безмерно озадачена, нет ни там, ни на "Флибустре"... Но я так чётко помню эту сцену, что не могла, кажется, её перепутать с другой книжкой...

Date: 2011-02-24 12:52 pm (UTC)
From: [identity profile] rits.livejournal.com
Я хочу у себя в журнале спросить. Не исключено, что в интернете неполная версия. Можно, я дам у себя ссылку на это Ваш пост?

Date: 2011-02-25 10:11 am (UTC)
From: [identity profile] crivelli.livejournal.com
Спасибо Вам и Кате!
Что изумляет, так это то, что Гугл и теперь не находит эту фразу.

Date: 2011-02-24 11:04 am (UTC)
From: [identity profile] dodrg59.livejournal.com
Про "Королей и капусты" уже упоминали - ателье Клэнси и Клоу - неунывающих ирландцев. Был еще рассказ О.Генри - не смог найти - про девушки, приехавшую в Нбю-Йорк в порсках любимого с половинкой монетки на шее. Любимый оказался спившимся фтографом в газете. Нашел! - "Без вымысла".
(deleted comment)

Date: 2011-02-24 12:08 pm (UTC)
From: [identity profile] dodrg59.livejournal.com
Я тоже сомневался. Но, по-моему, в те времена это было почти одно и то же.
(deleted comment)

Date: 2011-02-24 12:18 pm (UTC)
From: [identity profile] dodrg59.livejournal.com
Значит, ошибся - простите, если сможете.

Date: 2011-02-24 11:27 am (UTC)
From: [identity profile] fotopoet.livejournal.com
оч интересная тема! спасибо

Date: 2011-02-24 02:48 pm (UTC)
From: [identity profile] tamara-borisova.livejournal.com
Почему-то только о фотографии как вещи, а не о процессе, и то только стихи могу вспомнить.

Маяковский про "двое в комнате - я и Ленин, фотографией на белой стене".

Тарковский:

ПОРТРЕТ

Никого со мною нет.
На стене висит портрет.

По слепым глазам старухи
Ходят мухи,
мухи,
мухи.

Хорошо ли, - говорю, -
Под стеклом твоем в раю?

По щеке сползает муха,
Отвечает мне старуха:

- А тебе в твоем дому
Хорошо ли одному?

***

ФОТОГРАФИЯ
О.М.Грудцовой
В сердце дунет ветер гонкий,
И летишь, летишь стремглав,
А любовь на фотопленке
Душу держит за рукав,

У забвения, как птица,
По зерну крадет - и что ж?
Не пускает распылиться,
Хоть и умер, а живешь -

Не вовсю, а в сотой доле,
Под сурдинку и во сне,
Словно бродишь где-то в поле
В запредельной стороне.

Все, что мило, зримо, живо,
Повторяет свой полет,
Если ангел объектива
Под крыло твой мир берет.
1957

Бунин:

Синие обои полиняли,
Образа, дагерротипы сняли -
Только там остался синий цвет,
Где они висели много лет.

Позабыло сердце, позабыло
Многое, что некогда любило!
Только тех, кого уж больше нет,
Сохранился незабвенный след.

Мандельштам:

Я к воробьям пойду и к репортерам,
Я к уличным фотографам пойду, -
И в пять минут - лопаткой из ведерка -
Я получу свое изображенье
Под конусом лиловой шах-горы.

***

Что ты прячешься, фотограф,
Что завесился платком?

Вылезай, снимай скорее,
Будешь прятаться потом.

Только страусы в пустыне
Прячут голову в крыло.

Эй, фотограф! Неприлично
Спать, когда совсем светло!

А из прозы что-то смутно помню, у кого-то было о фоторепортёрах, притягивающих несчастные случаи (как-то так было, что связь была обратная - не фиксация несчастного случая на плёнке, а нацеленность на фиксацию вызывала свершение факта... но склярос - не помню, у кого это...).

Date: 2011-02-24 03:46 pm (UTC)
From: [identity profile] crivelli.livejournal.com
Спасибо, Тамарочка!
В середине ХХ века уже немало было таких произведений, а вот в XIX-начале XX в.в., это, похоже, было редкостью.

Date: 2011-02-24 03:52 pm (UTC)
From: [identity profile] tamara-borisova.livejournal.com
Ещё вот что интересно - были среди писателей-поэтов такие, которые откликались на новшества (например, писали о железной дороге, телеграфе, кинематографе), а были "индифферентные". :)))
Вот я на снимках писательских интерьеров по Вашей ссылке обратила внимание: очень у многих писателей нет компиков - на машинке печатают... :)))

Date: 2011-02-24 04:34 pm (UTC)
From: [identity profile] crivelli.livejournal.com
Там есть несколько интерьеров давно скончавшихся классиков, а кроме того, Тали иногда выбирала не самые рабочие ракурсы для показа, так что настоящих ретроградов там не очень много:-)

Date: 2011-02-24 04:37 pm (UTC)
From: [identity profile] tamara-borisova.livejournal.com
Но это всё израильские писатели?
Я обратила внимание на странное сходство интерьеров - решила, что это "общеизраильское".

Date: 2011-02-24 11:35 pm (UTC)
From: [identity profile] crivelli.livejournal.com
Да, израильские.
Интересно, Тамарочка, как бы Вы это общее определили?

Date: 2011-02-25 12:19 am (UTC)
From: [identity profile] tamara-borisova.livejournal.com
Ну, во-первых, пол.
Почти везде плиточный, не деревянный, не паркетный, не линолеум, и не популярный у наших "евроремонтников" жуткий ламинат.
Очевидно, это как-то связано с климатом и с характером "почвы", то есть камней.
Во-вторых, прямоугольная геометрическая "архитектура" комнат и дверных-оконных проёмов, ничем не занавешиваемых и не декорируемых.
Далее - принцип организации пространства.
За редким исключением (и это в основном связано с присутствием детей), нет хао́са и нет такой расстановки мебели, которая препятствовала бы проезду на лыжах или велосипеде.
Этакое пространство "на просмотр"-проезд (на сквозной просмотр).
Вообще "пустотность" пространств, отсутствие безделушек или их локализация "в строго отведённых местах" - в шкафу, за стеклом, среди книг.
Вообще принцип организации пространства - театрально-кинематографически-живописный: на фоне однородных однотонных кулис (я бы сказала точнее: что это "зеркало сцены", то есть та прямоугольная "рама", которая одновременно "четвёртая стена", - открытая к зрителю часть сцены) яркие цветовые пятна (разноцветные пледы на диванах, или дорожки на полу, часто рукотворные или "притворяющиеся таковыми"), в роли которых и книжные полки, которые практически все - от пола до потолка и во всю стену, и тоже своего рода "полотно картины". Когда важны именно цветовые пятна, а не каким-то образом "центрированное" пространство, которого - единого центра - нет, всё "на пролёт", на скольжение по цветовым точкам.
Это всё "единостилие" меня буквально поразило, я не смогла даже откомментировать тогда - никак не могла решить, "мамо шо цэ було". То ли это проекты оформления одного художника (гипотетические), то ли реальные интерьеры и традиционный способ организации пространства... Почему так похожи интерьеры?
Но вот общее ощущение именно театральности - праздничной театральности... и ненастоящести жилья (вот вроде мы тут посидим, а потом пойдём из театра домой...).
Или из музея, где если и есть старинные "аутентичные" экспонаты, то они всё равно как бы за стеклом - не функциональны.
Нет основательной "прижитости", как в наших домах, которые прямо узловатыми корнями в землю вцепились.
Отчего так? Это в национальном характере? климате? исторической судьбе вечно гонимого народа, который не успел привыкнуть к обретению постоянного дома? эфемерность какая-то, незаметность присутствия человека, который тоже корнями врос - в дом, - как тут у нас?
Так или иначе - но я эту картинку никак не могу уложить в сознании - не понимаю, нет "отведённой ячейки" для "опознания".

Date: 2011-02-25 03:31 pm (UTC)
From: [identity profile] gsm40.livejournal.com
Вы имеете в виду упоминания о фотографии в художественных произведениях только?
Даже если так, нельзя не упоминуть Золя, хотя сейчас ничего не вспомню точно, кроме публицистики.
ну и Набокова нельзя не вспомнить, у него много..

Date: 2011-02-26 12:47 am (UTC)
From: [identity profile] crivelli.livejournal.com
Да, меня заинтересовало именно внедрение этой темы в литературу.
Золя там есть в списке, упомянуто сочинение по-английски названное The Rush for the Spoil. Но я Золя совсем не знаю. И Набоков - Snapshot, 1927/1971. Но у него должно быть еще, почти не сомневаюсь.

Date: 2011-02-25 03:56 pm (UTC)
From: [identity profile] gsm40.livejournal.com
Вот просто самое старое, что вспомнила:
Шопенгауэр, 1850, в "Диалоги и другие эссе", цитирую по английскому переводу Сондерса
".. люди всегда жаждут увидеть тех, кто сумел стать знаменитым... фотография, столь ценная в этом отношении, является средством наиболее полного удовлетворения этого желания"

а вообще тема необозримая и очень интересная)

Date: 2011-02-26 12:57 pm (UTC)
From: [identity profile] crivelli.livejournal.com
Мне иногда кажется, что "фотография ... является средством наиболее полного удовлетворения желания" вообще:-)

Date: 2011-02-26 07:33 pm (UTC)
From: [identity profile] gsm40.livejournal.com
Как ф. проникала в литературу - очень интересно, но просто собрать ранние упоминания - не самый многообещающий путь; как она проникла в самую сердцевину, став и соперницей и союзницей слова, - вот это бы отследить. Как она стала тем, чем стала в книгах В. Зебальда, например (я пыталась об этом писать, пока что не очень успешно). Ведь она - отнюдь не недоношеное, а скорее переношенное культурой, наукой, вообще западной цивилизацией дитя.
У Золя упоминаний о фотографии в романах не помню, вообще, оказывается, не помнню его романов совсем , кроме разве что "Терезы Ракэн".. но зато хорошо помню: прочитав лет двадцать назад, что Золя был страстным фотографом, воскликнула про себя: "Я так и знала!" То есть в прозе его,которую тогда ещё помнила, почувствовала это.
А Набоков в "Других берегах" - ну просто Зебальда предвосхищает, всё долгое время между ними никого не знаю, кто бы так опиралcя на фотографию, исходил из неё, ТАК связывал её с памятью и временем и местом. Ещё вспомнила: в "Даре" Зина любит фотографировать и ласково называет фотографии фоточками. Слово это впервые там увидела и спустя очень долгое время услышала снова - от влюблённых в фотографию младших моих современников.
Но ещё Пруста нельзя не вспомнить... волосы Жильберты и как он мечтал стать обладателем её фотографии. Впрочем, тут немного путается с его письмами, с его сложными планами, итогом которых должно было стать обладание вожделенной фотографией... и подарки бабушки - это снова из романа... жаль, что поискать сейчас негде, а память всё чаще меня подводит.

Date: 2011-02-28 11:17 pm (UTC)
From: [identity profile] crivelli.livejournal.com
Как я рада, что Вы любите Зебальда. Для меня он один из самых важных писателей.
Интересно то, что Вы пишете о Золя и та параллель между его прозой и фотографией, которая позволила Вам воскликнуть "Я так и знала!", очень мне понятна.
В то же время фотографами были и многие другие писатели (например, Л.Кэрролл или позже - Леонид Андреев), и там тоже возможно было бы подобное предвосхищение, хотя и связано оно было бы совсем с другими аспектами фотографии.

Date: 2011-03-01 06:11 am (UTC)
From: [identity profile] gsm40.livejournal.com
Зебальда я открыла для себя лишь недавно, читала только английские переводы, немецкого сосем не знаю.
Набоков и фотография - это огромная, огромная тема; между прочим, глядя на Вашего "Пушкина", вспомнила не только Пушкина и его портреты, но и придуманную Набоковым его фотографию.
Кто из писателей фотографировал - это очень интересно, конечно; но практический опыт не главное; Барт совсем не фотографировал.
Ещё вдруг вспомнила рассказ Александра Иванова "Стереоскоп" . Ведь в самом начале 20 века написан.

Date: 2011-03-01 09:34 pm (UTC)
From: [identity profile] crivelli.livejournal.com
Я случайно наткнулась на Vertigo по-английски, когда английский перевод только появился, и не смогла выпустить из рук, хоть и редко покупаю новые (не second hand) книги. А потом уже все остальные, конечно. Немецкого я тоже не знаю.
Спасибо за Иванова. Даже не знала о нем прежде.
Что же до фотографии Пушкина, то хочу показать Вам вот такую:-)

Date: 2011-03-02 04:41 am (UTC)
From: [identity profile] gsm40.livejournal.com
И мне почти случайно попался: что-то прочла о нём и взяла этак рассеянно книжку полистать, "Кольца Сатурна", - и не смогла отоватся, забыла обо всех планах.. Завороженность именно такого рода, как бывала когда-то от иной старинной фотографии. То есть с таким привкусом. И следом - "Вертиго".
О "Кольцах " я попробовала написать ещё когда не дочитала: сильнейшее и необычное впечатление требовало выхода .. но плохо получилось (здесь в жж, в тэгах должен быть у меня Зебальд).

Date: 2011-02-25 04:13 pm (UTC)
From: [identity profile] gsm40.livejournal.com
"The photograph is married to the eye,
Grafts on its bride one sided skins of truth." Dylan Thomas, "Our Eunuch Dreams"

не позднее первой половины 30-х..ну вот, остановиться не могу, роюсь в старых записях..

Date: 2011-02-26 12:44 am (UTC)
From: [identity profile] crivelli.livejournal.com
Чудесно, спасибо!

Profile

crivelli: (Default)
crivelli

January 2026

S M T W T F S
     1 2 3
45678 910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 19th, 2026 06:23 pm
Powered by Dreamwidth Studios